Пермская школа профориентации сформировалась в 70-80-е годы ХХ столетия. По материалам иссле-дования защищены 1 докторская и 10 кандидатских диссертаций, проведены всесоюзные, республиканские, отраслевые, областные и городские научно практические конференции. Исследования А.Г.Антипьева, Г.Г.Бажутина, В.В.Белоусовой, М.А.Дремина, Э.Н.Журавлевой, Н.Н.Захарова, Н.С.Захаровой, В.Я.Звездина, А.И.Егоровой, В.И.Качуровского, В.И.Кожарской, В.А.Костычева, Е.К.Крапивиной, Г.С.Коврижных, А.С.Куляпина, Л.С.Шубиной, О.А.Щелоковой, Л.И.Щербаковой, П.А.Хавкина и др. помогли создать научно-методическую и организационно-управленческую систему профориентации в г.Перми и Пермского края. В дальнейшем многие материалы центра профориентации ПГПИ легли в основу создания государственной службы профориентации.


Центр профориентации Пермского государственного педагогического института (ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет) по руководством доцента Н.Н.Захарова объединил ученых и практиков. Было подготовлено 4 системы управления для районов (Индустриального, Кировского и Свердловского), две отраслевые системы управления (Минмаша и Миноборонпрома СССР), создана модель управления профориентацией в городе Перми, проводились многолетние научные исследования в разных регионах страны, были установлены контакты с учеными и практиками союзных республик, вузами и академическими институтами. Коллектив награжден дипломами, золотыми, серебряными, бронзовыми медалями ВДНХ СССР, опыт обобщался на коллегиях Министерства народного образования РФ и Госкомитета по образованию СССР. Опубликовано более 470 методических разработок, сборников, научных трудов, монографий, учебных пособий. В ПГПИ велась подготовка специалистов, в области профориентации.
     

Новый этап в развитии профориентации связан с вступлением российского общества в новое тысячелетие. Вновь стала востребована профориентационная работа, социологические исследования, методическая литература, подготовка кадров. В городе Перми был создан под председательством заместителя мэра Н.И.Дубаевой в 2001 году межведомственный совет профориентации. Городской комитет образования и науки провел в феврале 2002 года конкурс моделей управления профессионального самоопределения на уровне образовательных учреждений и районов, в котором приняло участие около 20 проектов.
      

Ассоциация непрерывного гуманитарного образования "ХХI век" (Европейская школа "EX PROFESSO" с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, Прикамский современный социально-гуманитарный колледж, Прикамский социальный институт, центр непрерывного гуманитарного образования. Прикамский социальный институт и созданный в конце 2001 года Центр профориентации "Структура" разработали многоуровневую модель управления процессом профессионального самоопределения (школа-колледж-вуз) в системе непрерывного образования.
    

В 2004 году из сотрудников Центра профориентации "Структура" создан Прикамский институт профо-риентации, который объединил около 40 специалистов: социологов, психологов, философов, медиков, педагогов, профориентаторов с целью оказания практической помощи молодежи по всем, кому интересны проблемы совершенствования профориентационной работы на этапе трансформации российского общества.


Предлагается к изданию 10 томов антологии лучших работ Пермской школы профориентации.
   

Впервые в России будет принята попытка создания электронного учебника для средних общеобра-зовательных школ с использованием материалов многолетних социологических исследований, проведенных авторами в г.Перми и Пермском крае за последние 35 лет.
         

Учебник будет удобен для пользователей, хорошо иллюстрирован.